10 советов родителям подростков
1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих
родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний
вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат
этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может
быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в
грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком –
взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не
таить обид. Не следует как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и
всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить
желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше
разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с
ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и
учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они
могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или
пренебрежения.
Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в
том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть
свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка
позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я
могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с
воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество,
терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают
положительные результаты.
3. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и
сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает
ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например,
извечные «почему?» у малышей. На какую их долю вы сумели понятно и полно
ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его
оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить
машину... А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки...
Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки,
взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие
нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши
доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы
можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас
перед этой проблемой.
4. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда
научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах
сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить
арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая
помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал:
«Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все
лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное –
научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что
они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый
и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал
это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П.Ф. Лесгафт. Конечно,
физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным
возможностям ребенка.
Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках
физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не
спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного
облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое
заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по
специальной программе.
И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без
здоровья не бывает.
5. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По
данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям
не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в
театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а
беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день,
чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе.
Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем
воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш
ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции
(не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут
укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского
творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у
ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на
безделье и скуку у него нет.
6. Берегите
здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на
отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски,
зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся
в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день,
проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке
праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе.
Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.
То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому
интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже
возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент –
«уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.
7. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые
темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная
информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо
давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не
могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант –
дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо
всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в
области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером
нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
8. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как
психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из
жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это
учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные
эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то,
ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных
ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает
подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит прежде
всего в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его
противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от
реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его
возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими
убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым
образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия
ждать уже не приходится.
9. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет
труднее, чем в начале пути. Но если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы
капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе
воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в
старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в
плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно
добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
10. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением
сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в
этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки
снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.
профессор
Валентина ЗАЙЦЕВА,
источник
http://zdd.1september.ru/
|